Население Белоруссии 9 -13 веков.



В девятом столетии земли, занятые восточными русскими славянами делились вокруг речных систем и торговых центров на четыре территории. На севере, посреди озер, болот и лесов, сконцентрировавшись возле Ильменя, легла земля Новгородских славян. Далеко на восток тянулись эти земли, доходя до Уральских гор. Управлял ими "Господин Великий Новгород".
Под восточными землями Новгорода, между Волгой и Окой, легли земли, что тянулись от Ростова Великого до Суздаля. Значимую роль эти земли будут иметь только с начала 13 века.
На юге, по среднему и нижнему течению Днепра, уходя в степи, легла Днепровская Русь, с центром в богатом Киеве. История Киева нам хорошо известна из общих курсов российской истории, которая рассматривает жизнь почти что его одного.
Между западными новгородскими и киевскими землями, по верхней Западной Двине и верхнему Днепру с Припятью, Березиной и Сожем легли земли будущей Белорусии с центром около города Полоцка. Это так называемая Полоцкая Русь.

Населяли Полоцкую Русь три восточно-славянских, русских племени: кривичи, дреговичи и радимичи. Среди кривичей и дреговичей жили ещё литовские племена, например, ятвяги.
Наибольшим племенем были кривичи, которые жили по верховьям рек - Западной Двины, Днепра и Ловати. Что касается названия кривичи, то одни учёные говорят, что кривича называли так за то, что он был хитрый, "криводушный" человек. Другие учёные ведут имя кривичи от слова "кровь", тогда название кривичи следует понимать как "братья по крови", кровные.
Раскиданные на широком просторе, кривичи своим названием как бы подчеркивали своё родство.
Дреговичи расселились между Припятью и Западной Двиной. Середина поселения дреговичей совпадает с современной Минской областью. Они жили посреди лесов и болот, где было много трясин или же дрыгвы на белорусском языке. Отсюда и пошло их название. После них только на Минщине осталось более 30 тысяч курганов-могильников.
Курган-могильник кривичей. Толочинский район Витебской области

Радимичи были небольшим племенем и жили по обоим берегам Сожи. Они пришли сюда позже кривичей и дреговичей с ляхской (польской) стороны.
Летопись говорит о них так: "Бяста бо два брата в Лясех: Радим а други Вятко, и пришедша седоста Радим на Соже, и прозвашася Радимичи, Вятко седе с родом своим по Оце, от него-ж прозвашася Вятичи".
О житье прародичей нынешних белорусов мы находим упоминания в Киевской летописи. Летописец так обрисовывает эту жизнь: "Живяху в лесе, яко-же всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословье в низ пред отцы и пред снохами, и брацы не бываху в них, но игрища межю селы..."  и т.д. Судя по этому летописному источнику выходит что эти прародичи были совсем в первобытном положении, не имели никакой культуры и жили посреди лесов как какая-то скотина.
Но дело обстоит не так, если мы обратимся к иноземным источникам. Все они говорят в один голос, что восточные славяне уже во времена седой старины имели какую-то культуру, причем не малую. Так, например, говоря византийские авторы: Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, и арабский автор Мосуди.
Та самая летопись, которая, с одной стороны, черной краской рисует культурный быт предков белорусов, с другой стороны даёт определенные сведения об облике больших городов, которые были разбросаны по всей Полоцкой Руси того времени. А мы знаем, что существование у народа городов, как торговых центров, ясно говорит о его культурности.
Об этом говорят те же могильники-курганы, которые обрисовывают состояние культуры как материальной, так и духовной у кривичей, дреговичей и радимичей.
Из раскопок видно, что племена будущего белорусского народов, несмотря на близость свою по крови с соседями, имели не совсем сходные обычаи.
Так, например, каждое из них по своим собственным обычаям хоронила покойников. Кривичи сжигали труп, пепел собирали в посудину, которую потом покрывали насыпью. Вокруг насыпи копали ров, а курган обкладывали каймой из камней.
Дреговичи клали своих покойников на землю и насыпали над ними курганы.
Радимичи до 10 века своих покойников сжигали, а после этого времени клали покойника на ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь.

По тем вещам, что находят в курганах, видно, что предки белорусов не были склонны к войне, им более нравился мирный труд: земледелие, охота, торговля. Они умели ткать на прялках, знали бондарное и гончарное дело.
Были среди них люди состоятельные, которые любили хорошо наряжаться. На шее они носили монисты из стеклянных бусин, временами бронзовых и серебряных, с резными подвесками, весьма искусно сработаными.
Курганные предметы зачастую ценнее материалом и разнообразней и затейливей современных по форме. И в этом нет ничего удивительного. Территорию современной Белоруссии обогащал большой водный путь из Варягов в Византию, по которому шла мировая торговля того времени. В этой торговле работали и имели немалый доход и прародичи белорусов. 

Как объяснить то, свидетельство об некультурности предков белорусов так отличаются от иноземных свидетельств? Надо помнить, что кем бы ни был автор летописи, он был монах, представитель новой культуры и новой веры, которая просачивалась в те леса из далёкой Византии.
Определённо, что все носящее на себе признаки не его культуры, автор считал некультурным. Брак, совершённый по обычаям языческой веры, его не удовлетворил, и летописец пишет, что у предков белорусов "брацы не бываху".
Если же они в постный, по обычаям христианства, день ели скромное, по своим, языческим обрядам, то монах говорит, что они ели все нечистое.
Такие случаи оценки культуры в человеческой истории мы видим часто. Известно, например, что римляне звали первых христиан безбожниками за то, что они верили в своего невиданного бога, а не в их римских богов. Кроме того, римляне обвиняли их в распущенности за то, что у христиан была своя мораль, а не мораль языческой веры римлян.
Одним словом, летописец сделал ошибку согласно законов социальной психологии, которая для нас совершенно очевидна: славяне не имели и не признавали византийско-христианской культуры, значит, они не имели никакой культуры.

Повесть временных лет


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Одежда древних белорусов

Всеслав-чародей​, князь полоцкий