Всеслав-чародей​, князь полоцкий


 Выдающееся место в истории Полоцка добыл Рогволодов праправнук Всеслав. На его особе сконцентрировалась много легендарных и летописных известий, если их собрать, то мы имеем такой рисунок личности Всеслава.
От всей души трудился князь для улучшения Полоцкой территории, обороняя ее от натиска соседей, нападая на соседние, особенно киевскую, территории. Он прожил долгую жизнь, и на всем ее протяжении не знал ни вольного часа, ни отдыха.
И откуда только взялось столько политического разума, хитрости, неисчерпаемой энергии и резвости у данного труженика седой старины.
Этот вопрос интересовал и современников. Современники не могли его понять и не могли согласиться с тем, что это обычный, простой человек, как все. Разве может простой человек иметь такую энергию, мощь и прыть?
И народ был убежден, что несет в себе Всеслав сверхъестественное силу, является чародеем, что может обернуться серым волком, а после рыскать за сотни вёрст.
Среди широких масс бытовало представление что и рождение его связано чародейством, что от рождения имеет на голове чародейскую примету, родимый знак, от которого и идет вся его сверхъестественное сила. Дабы не показывать людям этот знак, Всеслав-чародей был всегда с повязкой на голове.
Боян в "Слове о полку Игореве" говорит о Всеславе так: "Всеслав князь людям суды судил, князям города рядил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева он досягал Тмутаракани до первых петухов, волком пересекаючи дорогу Великому Солнцу -  Хорсу. В Полоцке, в Святой Софии колокола звонят на заутреню, а он уже в Киеве эти звоны слышит. Хоть и вещий дух в храбром теле, но слишком беды он видел. Ему-то и Боян вещий раньше присказку пел: не хитрому, не умелому, не птице летучей суда Божьего не избежать".
Своим непокорным разумом, бурным духом князь-чародей еще долго оставался в памяти своего народа. Со всего этого певец "Слова" и сделал свое описание. И на полоцких, и на киевских территориях хорошо знали этого человека, "с вещим духом в храбром теле".



При жизни Ярослава Мудрого, полоцкий князь с южными князьями жил мирно. Когда Ярослав в 1054 году умер, в волостях киевщины стали княжить его сыновья, разобравши удельные города по старшинству.
На киевский посад как старший сел Изяслав с титулом великого князя, посад в Чернигове занял Святослав, в Переяславле Всеволод и так далее. В первые времена с ними Всеслав жил тоже мирно, даже был союзником в некоторых военных делах южных князей.
На востоке в это время появился на смену разбитых печенегов новый монгольский народ - половцы. Осевши в степях половцы обратили на себя внимание Киева, угрожая ему в любой момент.
С этого времени начинается борьба Полоцка и Киева, которая тянется до смерти Всеслава. Причины этой борьбы точно нам неизвестны, можно предполагать, что теперь как и при Брячиславе, распри начались из-за владения Новгородом.
В те времена Новгород принадлежал Киеву. С этим никак не могло смириться Полоцкое княжество. В 1067 году Всеслав "вонзи стрекала и отвори врата Новуграду". Взяв в Новгороде много добычи вернулся Всеслав в Полоцк.
Узнав об этом, южные князья Исязлав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский решили между собой отомстить Полоцку. Они собрали большое войско и выступили Минск, бывшим одним из богатейших пригородов Полоцка.
Несмотря на оборону, Минск они взяли. Расправа с Минском была беспощадной: мужское население было поголовно перебито, а женщины из дети были розданы как добыча дружинникам киевских князей.
Расправившись с городом и поделив добычу, повели они свои дружины вниз по речке Немиге, что впадала в Свислочь, и здесь с толкнулись с полоцким войском.
Маленькая речка 3 марта 1067 года увидела на своих берегах страшную бойню. О том, что тут было, так говорится в Слове об Игоревом полку: "На Немиге снопы стелют головами, молотят цепями булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые брега не житом там посеяны, а костьми сынок русских".

Плохо окончилась битва для сынов Полоцка. Большая часть их полегла здесь, как снопы на поле,и не вернулись они своих хат.
Всеслав был разбит, и немалый урон был и у киевских Ярославичей. Вместо того, чтобы воспользоваться плодами победы, вынуждены они были через некоторое время зазвать Всеслава для заключения перемирия.
Всеслав с двумя сыновьями и небольшой дружиной прибыл в киевский лагерь, неожидая, что южные князья замыслили злодейство. Они схватили его вместе с сыновьями, заковали в кандалы и доставили в Киев.
Смутно было на сердце плененного князя, который сидел на цепях в киевском порубе под великокняжеский дворцами. Его тянуло в Полоцк, где находилось его место. Не зря говорит певец Слова, что Всеслав,сидя в тюрьме, слышит те колокола, которые звонят на заутреннюю в полоцкой церкви св.Софии.
Но недолго этот князь-чародей томился в порубе. Его чары, сущность которых крылась в его популярности, была сильнее цепей и через мощные стены тюрьмы проникали в Киев до киевского народа. Небезопасным был полоцкий пленник для слабого и безыдейного киевского князя.
На второй год плена Всеслава киевский князь Изяслав должен был спешно идти походом на половцев, которые начали разорять южные земли Руси. Половцы разбили войско князя и он с позором вернулся домой. Разгневанные киевляне поднялись против своегого князя и прогнали его, освободили из поруба князя-чародея и запросили его на киевский посад вместо Изяслава, нарушив таким способом традицию замещения киевского посада Ярославичами.
Кажется, чего больше было желать Всеславу. Из темницы поднялся он на "златокованый" киевский престол, который был так желанен для каждого из южных князей Ярославичей.
Вокруг были почет и богатство. Южная природа давала такие плоды, которые нельзя было поравнять с дарами природы Полоцка. Так нет! Как и раньше, в порубе, звали Всеслава колокола, которые звонили в святой Софии в Полоцке.
И сильно видно, звонили они в голове князя Полоцка, если он только семь месяцев смог усидеть на "золотом" киевском престоле. Тянула его до себя далёкая полоцкая земля, покрытая сизыми туманами болот, но близкая ему в том призвании, которое нес он на своих плечах. Кроме того, положение в Киеве он, вероятно, не считал надежным, так как не имел тут такой связи с массами, какую имел на своей отчизне.
Далее дело развернулось следующим образом. Изгнанный с киевского посада Изяслав обратился за помощью к польскому королю Болеславу, и тот с польскими войсками явился в киевскую землю, чтобы посадить Изяслава на тёплое место. Киевское войско выступило им навстречу и стало под Белгородом. 
Среди киевлян были вероятно, некоторые разногласия. Начала проявлять себя партия, которая стояла за изгнанного Изяслава. Не имея желания ввязываться в эту ситуацию, сулящую неопределенные последствия, Всеслав-чародей оставил войска и направился, в Полоцк, обеспечивающий ему полную поддержку.

Об этих событиях следующим образом говорится в "Слове полку Игореве": "Бросил жребий Всеслав, дотронулся пикой до золотого посада Киевского и побежал зверем лютым на север из Белгорода и исчез в синей мгле".
Вновь пошла междоусобица Полоцкой и Киевской, борьба между Роговолодовы внуками Изяславичами и Владимировым племенем Ярославичами. Среди последних в это время уже выростала новая деятельная и даровитая личность Владимир Мономах, сын переяславского князя Всеволода.
Много горя и страданий принес полоцкой земле хорошо нам знакомый из общей истории великий киевский князь. Много раз под его руководством объединяются южнорусские князья чтобы разрушать и опустошать полоцкую территорию, чтобы пленниками, взятыми с ее просторов, наполнять южные рынки.
Два раза удавалось Ярославичам прогнать Всеслава с полоцкого посада, но он снова и снова возвращался назад, потому как его поддерживало полоцкое население. Последний поход на полоцкую землю состоялся в 1084 году.
Владимир Мономах собрал огромное войско и повел его на север. Дошли до Минска. Город был взят и разрушен до основания.
Воины Владимира, как гласит летопись, "не оставиша ни челяднина, ни скотины, вся разграбиша и пожегша". Долго потом Минск вспоминал недобрым словом киевского князя Мономаха.
Этим походом, кажется, и закончилась борьба Всеслава с Ярославичами. Полоцкий князь был уже очень стар. Тяжелая, полная трудов и борьбы жизнь смирила его разум, "хоть и вещий дух в храбром теле, но слишком беды он видел".
После 57 лет княжения отправился этот труженик в сырую землю своей многострадальной родины.
Под 1101 годом в летописи записано: "Представися Всеслав Полотький месяца априля 14 день в 9 час дне в среду". 

В.М.Игнатовский


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Одежда древних белорусов

Население Белоруссии 9 -13 веков.